Хроники нашего дурдома ([info]nadia_yacik) wrote,
@ 2007-07-17 23:19:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
хроники 90-х.
жаль, что я не вела.
в это время у меня был трехлетний Ленька и годовалый Макс.
я помню только очереди и очереди и очереди. и "блат", который я завела во всех ближайших магазинах. у меня было 4 знакомых мясника :)). что-нибудь - да отрывали.
не голодали.
но все время на грани - "будут продукты? не будут?". вечный этот, блин, страх.
прошло 20 лет, а я до сих пор с трудом отучаю себя от привычки набивать холодильник едой. основная статья расходов - еда. чтобы было много и разного. а вдруг не будет? :)
какой-то почти блокадный синдром, ей-богу.
Ленька, три года: "Мам, а в какую очередь мы сегодня гулять пойдем?.."
и трехлитровые банки с окурками - продавались из-под полы.
тогда я впервые попробовала курить махорку. ничего другого не было, а махорку достали.
одной самокрутки мне хватало на сутки :) убойная вещь :))
помню, летом 90-го я перла в поезде с собой ящик тушонки, купленный по случаю в Ростове-на-Дону. тяжелый был, зараза!

но мы были молоды.
и ужасно счастливы.
и как-то все это легко пережилось.
недолго было.

и безнадеги в общем-то не было. я тогда, помню, работать пошла - брала домой стирку-глажку у американской семьи. раз в неделю. потом еще какие-то англичане прибились. с той поры ненавижу гладить рубашки :)). и как-то оно всё - ну, трудности, ну дети маленькие, ну работать надо.. а кому не надо? муж тогда днем на службе, вечером-ночью - на своей фирме. как-то пахали. да.
а "кооперативные" шатны помните? а "резиновые" джинсы китайские?
вот без образования остались оба, это верно.
ну что ж - время было такое. зато дети.
и работали оба. хоть и сами дети были.
боже ж мой. мне ж тогда было столько же, сколько моему старшему пацаненку! я ж совсем дите была тогда!


Page 1 of 2
<<[1] [2] >>

(Post a new comment)


[info]keytee
2007-07-17 07:29 pm UTC (link)
А мне родители тогда говорили: пиши! записывай! (нет бы самим). Мне 12 лет было. Несколько записей с начала либерализации цен до сих пор сохранилось, кстати. И помнится - мало, но ярко.

(Reply to this) (Thread)


[info]nadia_yacik
2007-07-17 08:31 pm UTC (link)
пора опубликовать записи-то :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]keytee, 2007-07-17 09:11 pm UTC (Expand)

[info]nathalis
2007-07-17 07:32 pm UTC (link)
В чем плюс небольшого городка - как-то все это прошло мимо нас, огороды свои, мясокомбинат в городе и скотина у многих своя, ну, были талоны на крупу, водку и сигареты, ну, курила я тоже махорку с подругой, но как-то так, не было масштаба катастрофы.
А читаешь, как оно в крупных городах было, и жутковато...

(Reply to this) (Thread)


[info]allaq
2007-07-17 09:07 pm UTC (link)
А у умных и под крупными городами свои сотки были.
И родственники в деревнях.

(Reply to this) (Parent)


[info]38th
2007-07-17 07:34 pm UTC (link)
Я помню только как мы с друзьями метались по магазинам в попытке купить мясо для пельменей, которые планировались центральным блюдом на празднование Нового Года 90-91.

Купили, кстати. В пропорции 50/50 с мослами. Но на пельмени хватило. :))) Феерическое время!.. ;))

(Reply to this) (Thread)


[info]nadia_yacik
2007-07-17 07:48 pm UTC (link)
прикольное время было, да :)
но пельмени я никогда не делала сама. ни-ка-да.

а помнишь - сыр самодельный варили? варили вы?

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]38th, 2007-07-18 05:40 am UTC (Expand)

[info]astrofaes
2007-07-17 07:47 pm UTC (link)
А моя мама, как выясниилось, благополучно забыла, что куры продавались синюшные, с головами, ногами и полным набором потрохов. И отказывалась вспоминать, пока я не напомнила ей как нужно было осторожно вырезать желчный пузырь, ну и опаливать еще перед употреблением.
Я вот подумала, а как же опаливали кур те, у кого были электрические плиты?

(Reply to this) (Thread)(Expand)


[info]nadia_yacik
2007-07-17 07:49 pm UTC (link)
а тогда они были разве? по-моему, они позже появились.
куры с ногами - ага, помню. из сумок торчали.
помнишь сумки-то? болоньевые? с ручками? пакетов и не было.
в бумажке всё.
бр :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]astrofaes, 2007-07-17 07:54 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]dimas, 2007-07-17 08:09 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]nadia_yacik, 2007-07-17 08:13 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]allaq, 2007-07-17 09:13 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]cherska, 2007-07-17 08:04 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]astrofaes, 2007-07-17 08:12 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]cherska, 2007-07-17 08:13 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]milena, 2007-07-17 11:03 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]nadia_yacik, 2007-07-18 04:53 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]milena, 2007-07-18 10:38 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]irene221b, 2007-07-18 10:25 am UTC (Expand)

[info]watermill
2007-07-17 07:49 pm UTC (link)
ох. а я была совсем маленькой - и действительно почти ничего не помню. братья старшие помнят, я вот нет.

но несколько воспоминаний - очень яркие. о том, как в москве зимой свет отключали, и под новый год мама при свечах читала "рождественские истории" диккенса. или как в другой раз старший брат, путешествовавший стопом по восточной европе, привез карамелек и газировку из киви. ядовито-зеленую!

такой праздник был.

(Reply to this) (Thread)


[info]nadia_yacik
2007-07-17 07:51 pm UTC (link)
карамельки тогда появлялись всякие, да. много было дурных продуктов. невкусных, кстати :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]watermill, 2007-07-17 07:56 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]astrofaes, 2007-07-17 07:57 pm UTC (Expand)

[info]isoldochka
2007-07-17 08:00 pm UTC (link)
В конце 89 родился Алешка, все лишения как-то больше с ним связаны в памяти. Пеленки были из портяночной ткани - отцу выдали вещевое довольствие портянками. Помню, отец привез в январе из Астрахани три зеленых яблока, мама каждый день срезала тоненький заветренный слой и скребла ложкой малышу "пюре". Мы - 11 и 13 лет смотрели голодными глазами на то, как ребенок плевался пюре и подъедали выскобленные до прозрачности шкурки. Потом у мамы пропало молоко в 2 его месяца и родители обзванивали всех знакомых, искали у кого купить начатые и недоиспользованные банки смеси, в магазинах не было. Ребенок молоко не пил, Малютку есть не мог, рвало, только импортные смеси.

По мне прокатилось в основном из-за отсутствия одежды. Пока тетки разметали в магазинах остатки тканей, мама полгода страдала токсикозом, потом аллергией. А потом уже ткани не было, одежды тоже не было несколько лет в продаже. А я подросла и приобрела кучу комплексов тогда, девчонки засмеивали.

Очереди были, с тех пор лет 10 не становилась в очереди больше 3 человек. Голода особого не было - на даче пахали ка проклятые всей семьей, с нее и кормились.
Голод меня накрыл осенью 1998, когда я уже студенткой снимала комнату и именно что высчитывала, на сколько дней хватит кастрюли супа.

(Reply to this)


[info]dimas
2007-07-17 08:06 pm UTC (link)
И молоко, которое было только утром ...
И масло соленое, или там бутербродное ...
Колбасу за 64коп за кило, которые кошки даже не жрали ...
А радость, когда удавалось урвать котлет, 1р20 за десяток ...

Хе-х ... Я несколько лет учился во вторую смену, еще в Орехово, поход по магазинам был мой ...

А хитовая история - это как в 89м что ли, мы не учились день или два - -30 было или -35 ... Так почему-то именно в один из дней наш молочный на Плющихе не торговал ни чем, кроме как венгерским вермутом, то ли 5р, то ли 2-50 за бутылку ... В результате мы с младшей сестрицей отстояли очередь и дважды взяли по две бутылки ... Дефицита. Одну выпили на мои 16 лет, вторую на 18 что ли ...

Ох, и вдруг вспомнилось диаметрально противоположное ... Чтобы купить на похороны в 90-м водки и хоть чего-то поесть дед какому-то районному начальству что ли просьбу писал ...

(Reply to this) (Thread)


[info]nadia_yacik
2007-07-17 08:12 pm UTC (link)
с молоком мне повезло - у меня был "блат" на молочной кухне, я подружилась с раздатчицей, и в конце смены то молоко, которое не забрали по рецептам - пускали в открытую продажу, но сначала мы себе брали сколько надо. молоко, кефир, творожок этот детский. было все.
колбаса - о да! помню! гадость ужасная.
помнишь, я не так давно рассказывала, как Ленька мне говорил, что, мол, детей нельзя сосисками кормить?.. хехе. это были как раз те годы. СОСИСКИ. щасте.

а еще помню кучу одежды детской, которая покупалась - любая, любых размеров.
а потом менялась.
ну и фарцевалось иногда. что ж делать. не без этого.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]blackqueen, 2007-07-17 08:25 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]nadia_yacik, 2007-07-17 08:30 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]blackqueen, 2007-07-17 08:36 pm UTC (Expand)

[info]sevetra
2007-07-17 08:12 pm UTC (link)
Для меня 90-е были время надежды... очереди тоже помню, мама в них стоять не могла, они мои все были. Фигня. Тоже - не голодали. Но мы не "жоркие" были обе...
Мама работы теряла, я находила.
И я выросле этаким вечным ребенком девяностых, неприспособленным к "стабильному обществу" - ну напрягает оно меня. Всем.

Хотя... тогда мне просто было 15-25 :) всем нравится время их юности.

(Reply to this)


[info]denies
2007-07-17 08:18 pm UTC (link)
а я в школе учился и обличительные стихи писал в стиле "под кооператив подделка, имитация - эта кооперативная спекуляция"... или это в конце восьмидесятых было? :))

(Reply to this) (Thread)


[info]nadia_yacik
2007-07-17 08:32 pm UTC (link)
ну уж я не знаю, когда это ты стихи писал :)))
только кооперативы в 90-х появились, стопудов.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]blackqueen, 2007-07-17 08:38 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]nadia_yacik, 2007-07-17 08:41 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]allaq, 2007-07-17 09:19 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]blackqueen, 2007-07-17 09:24 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]anutka_il, 2007-07-17 09:45 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]denies, 2007-07-18 02:17 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]nadia_yacik, 2007-07-18 04:50 am UTC (Expand)

[info]galkao
2007-07-17 08:19 pm UTC (link)
В Москве, мне кажется, попроще было. По крайней мере, о том, что еды вдруг не хватит, я не задумывалась. Правда, я в те времена часто продукты на рынке покупала (и молоко - в том числе) - на рынке все было. Либо у меня не так это отложилось, потому что денег хватало (как цены "отпустили", я стала шить на заказ, и повышение цен на нашей семье не сильно сказалось).

Но очереди на 2 часа за 1%-ным молоком отлично помню. Еще мне мама из Бескудниково привозила по 10 пакетов "долгоиграющего" молока (тогда оно только появилось, и там у них было, а у нас на Загородном шоссе такого и не видел никто).

Дочку оставляла спать одну (она часа 4 днем спала в год-полтора), сама моталась по магазинам/рынкам. Мне было трудно скорее не с продуктами, а с детской одеждой. Выручало умение шить, и подруги, которые отдавали что-то от своих подрастающих детей. Покупала трикотажное мужское белье огромного размера, и из него шила ребенку ползунки:-) Впрочем, иногда удавалось и купить что-нибудь вполне симпатичное, остояв в очереди часа 2-3...

Еще, помню, вписывали в "карточку москвича" от руки "второго ребенка" (детей записывали на обратной стороне карточки), чтобы масла или сахара, например, можно было купить больше... Впрочем, сахар тогда удавалось покупать мешками "по знакомству" втридорога. До сих пор эти мешки, стоящие в квартире у каждого второго, помню:-)

(Reply to this) (Thread)(Expand)


[info]nadia_yacik
2007-07-17 08:33 pm UTC (link)
дада. и анекдот еще, помнишь? "как уже этот проклятый голод заколебал!!" :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]galkao, 2007-07-17 08:40 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]firstep, 2007-07-20 02:38 pm UTC (Expand)

[info]willyst
2007-07-17 08:19 pm UTC (link)
А действительно, в провинции это проходило не столько болезненно. Во-первых, в провинции мяса, сыра или масла в магазинах и до перестройки не было, а во-вторых, что-то (куры, огороды и проч.) было свое.
У меня свежи воспоминания, как считали яйца, которые с трудом удавалось достать, и как на базар ходили к 6-ти утра что бы купить мясо с костями-салом по 5 руб., но это воспоминания относятся к концу 70-х годов, но никак не к 90-ым.
А в вот в декабре 91-го самое страшное было, когда младшая дочка однажды поздно вечером выплюнула грудь, а "Малютки" в магазинах, естественно нет... Весной 92-го продали тетушкиные 10 руб. серебряными монетами 21-года чтобы сходить на базар... Как-то выкрутились...

(Reply to this) (Thread)


[info]di_2
2007-07-18 10:06 am UTC (link)
Именно. Как до не было, так и после. Хотя хоть что-то по талонам появилась возможность купить. А то я до сих пор помню, как в 70-е отец по блату пачку масла в месяц доставал :( Мясо в магазине вообще только один раз видела за все свое детство/юность (а в магазин ходить было нашей с сестрой обязанностью) - баранину привезли, синюю такую, страшную... Колбасу в магазине брали только когда проездом через Москву ездили, у нас же только ливерная и яичная на витринах лежали. И это - ДО перестройки.

(Reply to this) (Parent)

У тебя тут сейчас будет вечер воспоминаний :-)
[info]blackqueen
2007-07-17 08:20 pm UTC (link)
Вспомнились также "визитки" - карточка жителя города (не знаю, были ли такие в Москве) для тех, у кого питерская прописка. Многие продукты отоваривались только при наличии этой карточки. И ограниченно в одни руки. Талоны помню, колбасу вареную, которую кошка наша даже нюхать отказывалась, ей было достаточно издали бросить взгляд, чтобы понять, какое это дерьмо :-). У нас как-то много этой вареной колбасы скапливалось (нас четверо тогда было), мы ее и так, и сяк готовили, наелась я ею тогда на всю оставшуюся жизнь. Сахара у нас очень много скапливалось, бабушка его сбывала среди своих знакомых, кто варенье делал. Нас еще спасал ее расширенный диабетический паек. Но я сама не жила тогда, больше всех крутился папа, он вообще не любит вспоминать это время. А я, дурочка, тратила стипендию на пластинки и устраивала сцены из-за того, что мне не хотели покупать именно ту куртку, которую я хотела...
Была у нас одна одесская родственница, работавшая на круизном корабле "Максим Горький" администратором питания, когда они заходили в Питер, всегда останавливалась у нас. Привозила кучу заграничных лакомств. Металлическая коробка из под набора маленьких, разнообразных конфеток, аж сюда со мной приехала. Я эти конфетки ела несколько месяцев, по одной в неделю. Потом приступала к шоколадкам-жевачкам. Фантики хранила до самого отъезда.
Вспомнилось, как мы праздновали папино 50-ти летие в 90-м году. Недалеко от дома в одном из гастрономов появился гриль и, соответственно, курицы-гриль. Давали по две в руки, нам надо было штук восемь. Мы их два дня покупали, сначала мама две куры купит, за ней я стою - еще две (при этом мы не разговаривали друг с другом, вроде как чужие, на всякий случай). Итого четыре. На другой день - повторили операцию. Я сначала на разведку пошла - вчерашний ли продавец или другой. Вдруг запомнит, неладное заподозрит, чего это они кур скупают... Потом, кажется, еще докупать ходили. Мне это сейчас такой дикостью кажется, а тогда - привычный образ жизни и мышления.

(Reply to this) (Thread)(Expand)

Re: У тебя тут сейчас будет вечер воспоминаний :-)
[info]nadia_yacik
2007-07-17 08:24 pm UTC (link)
> У тебя тут сейчас будет вечер воспоминаний :-)

а что, я - только "за".
это же живая история.
и мы - очевидцы.

я пацанам иногда рассказываю про то время. без драмм, без драмм, просто факты. они слушают - уши растопырив.

так что давайте вспоминать.

(Reply to this) (Parent)

Re: У тебя тут сейчас будет вечер воспоминаний :-) - [info]allaq, 2007-07-17 09:27 pm UTC (Expand)
Re: У тебя тут сейчас будет вечер воспоминаний :-) - (Anonymous), 2007-07-18 09:54 am UTC (Expand)
Re: У тебя тут сейчас будет вечер воспоминаний :-) - [info]blackqueen, 2007-07-18 09:56 am UTC (Expand)

[info]ne_nastye
2007-07-17 08:22 pm UTC (link)
я помню очень картину - мама встала в магазине и плачет.
а в магазине абсолютно, невероятно пустые полки.
а на след. день магазин не работал, а на рынок у нас денег не было. на рынок мы ходили "пробовать", я была очень коммуникабельным ребенком, общалась с продавцами, они подкармливали вкусненьким.

еще помню, как в начале девяностых (то был конец 80-х) в этом магазине открыли супермаркет. и там тоже было впору плакать - у нас не было денег ни на что. потом папа нашел работу в фирме и деньги появились. не так, чтобы много, но еда и одежда были. а когда у фирмы перестреляли 80 процентов высшего менеджмента - ушел на госслужбу.

вообще, интересно мы жили. девять метров в коммуналке, сбрендившие соседи, все дела.

а еще вот вспомнила паштет. папа, страшно довольный собой, притаранил ящик паштета. мы его ели месяца два, я паштет с тех пор не-на-вижу.

(Reply to this) (Thread)(Expand)


[info]nadia_yacik
2007-07-17 08:27 pm UTC (link)
я однажды тоже рыдала после похода в магазин.
я купила там мороженую рыбу, три пакета, все давились - и я хапнула.
принесла домой, а это - кальмары.
мне 20 лет. я их в жизни не готовила. я их буквально боялась :))). только в банках видела, консервированные.
а мне ужин готовить надо. Леньке, Максу и мужу.
вот я сидела над этими кальмарами и рыдала в голос. не знала, что с ними делать ваще.
дурочка глупая :)
потом я допёрла позвонить кому-то и спросить.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]ne_nastye, 2007-07-17 08:31 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]nadia_yacik, 2007-07-17 08:35 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]ne_nastye, 2007-07-17 08:38 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]nadia_yacik, 2007-07-17 08:40 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]glukovarenik, 2007-07-18 05:12 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]nadia_yacik, 2007-07-18 06:24 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]gala_joy, 2007-07-18 05:46 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]nadia_yacik, 2007-07-18 06:23 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]blackqueen, 2007-07-17 08:40 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]nadia_yacik, 2007-07-17 08:42 pm UTC (Expand)

[info]sky_simba
2007-07-17 08:52 pm UTC (link)
Действительно - трудное время было - а вспоминается как то спокойно, с улыбкой.
У нас ещё бабушка лежачая была, я только вернулась из Штатов, поступила в институт. Помню колготки боялась порвать - потому что одна пара была и в пир и в мир :) Палатки коммерческие везде, в них химические ликеры и Амаретто. Классический кавалер являлся в гости с бутылкой Амаретто - считалось шикарно, а мне казалось ужасной пошлостью. Людей убивали пачками каждый день - на Солнцевском кладбище целая аллея "героев начала 90х". Моя мама подрабатывала домработницей у голландской пары - платили 15 долларов за визит - и мама накопила и купила мне сапоги казаки - я их потом лет 5 носила и зимой и летом.
Я вот почему то не помню, что мы ели тогда, наверное что- то ели.
Ног мне кажется - люди дышали свободой тогда, путч 91ого, 93его - сколько людей вышло на улицы и как они радовались переменам. Мне кажется - нам отчасти повезло - что мы жили в это время - время перремен - как бы не тяжело всё это было.

(Reply to this)


[info]allaq
2007-07-17 09:00 pm UTC (link)
Комментариев пока не читала, ни одного. Только по ссылке внимательно.
Пиздит, Надя, пиздит как Троцкий!

Да, было тяжело. Но чтобы такая безнадёга....
Да ну Вы что! Мне было 30 лет, я была молода и энергична. Штобы себе позволить скатиться в такую безнадёгу - да никогда!

Супруг халтурил, сигаретами торговала в ларьке у "белых", но чтобы думать о сгоревшей лампочке и куске хлеба деточкам...Тьфу, просто. Тьфу!

(Reply to this) (Thread)(Expand)


[info]m_alice
2007-07-17 10:04 pm UTC (link)
а мне не кажется, что в записях безнадега
может, потому что я читаю ЖЖ этой мамы, они ни разу не пессимист:)
мне было 11 в 91 году, с 91 по 93 мама моя писала такую же тетрадку, нас было двое детей, брат на 5 лет младше с сильными проблемами со здровьем, с работы маму сократили, а "в бизнес" пойти не было возможности. но безнадеги не было. и голода я не помню. я хлеб никогда не любила, поэтому мне и по фиг было, что его нет.
я помню... заколки. в нашем продуктовом в какой-то момент на всех прилавках лежали синие пластмассовые заколки-бантики. и всё :)
и еще помню, как мы с подружкой разговаривали: а мне мама рассказывала, раньше зайдешь в магазин и можно купить конфет! каких? разных? да ладно, врешь! :)
в 13 лет мне был подарен сникерс на день рождения. он был разделен на 8 частей, по числу гостей, и с сакральным благоговением съеден.
в школе вдруг масло стали продавать. 2 кг в руки.
сыр варили сами.
трюфели из сухого "гуманитарного" молока.
зато книги появились! на бумаге ужасного качества, за деньги большие, у спекулянтов, но появились:) и мы покупали:)
не было безнадеги. а тетрадка - такая - у мамы была:)

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]allaq, 2007-07-17 10:28 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]nadia_yacik, 2007-07-17 10:45 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]allaq, 2007-07-17 10:53 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]nadia_yacik, 2007-07-18 04:52 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]kobzoviki, 2009-06-20 05:13 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]allaq, 2009-06-20 09:56 pm UTC (Expand)

[info]badnight
2007-07-17 09:13 pm UTC (link)
конец 1985
- горбачефф
- перестойка и гласность
- чернобыль
- землятресение в армении
- музыка
- видео
- взгляд
- кооп
- грузины гвоздика 3 рубла
- чай 2 копейка (1 без сахара - 1989 год)
- пиво жуигуль 37 коп , сдаешь тару 20 коп

с этого все начиналось

90
перелом
- ельцин ура
- очереди
- визитки
- сигареты по талонам
- ваучеры
- ммм
- понеслась

(Reply to this)


[info]lenkao
2007-07-17 09:27 pm UTC (link)
(глубоко задумалась) А что же мы тогда ели, правда?

(Reply to this) (Thread)


[info]mariest
2007-07-18 03:06 am UTC (link)
Я помню, мама покупала в столовой на работе сосиски в тесте и разогревала их в духовке на ужин. И я не могла понять, чего это она так переживает - вкусно же. Да и вообще, ели что-то... Лично у меня этот период никаких особо ужасных воспоминаний не оставил, хотя в 90-92 мы уже немаленькие были, таки 10-11 классы. Но, видимо, все же в статусе ребенка, о котором заботятся, подобные трудности ужаса не вызывают - гораздо актуальнее было поступление в институт, чем покупка продуктов.

А вот кризис 1998 года по мне хорошо проехался. В августе 1998 у меня уже был 7-месячный младенец-искусственник, и при виде пустых полок в магазине детского питания я начала терять сознание от мысли "мне нечем кормить ребенка". Продавщицы меня водичкой отпаивали. Но ничего, и это пережили.

(Reply to this) (Parent)

Вечер воспоминаний
[info]germafrodita
2007-07-17 09:29 pm UTC (link)
Да. Я, конечно, не записывала, но помню хорошо.

В восемьдесят девятом я стала жить отдельно от родителей. А в девяносто первом вышла замуж. Добрые люди скинулись талонами и деньгами. Подарки на свадьбу просили не делать, потому что подарки были сделаны предварительно, иначе бы банкета не получилось:)).

Муж мой, питерский изначально мальчик, последние годы жил в Саратове с родителями при саратовском авиационном заводе, где работал его папа. Поэтому прописки питерской у него не было. И комплект талонов у нас был один на двоих.

Утренняя очередь у универсама. Поскольку очень холодно и снег, нас уже в пол-седьмого пустили внутрь. Темно. Очередь стоит плотно и молча. Но стоит, поскольку обещали привезти мясо, и можно было отоварить талоны. Полки не пустые. На них на ВСЕХ стоят банки с морской капустой. Горками. Из-за прилавка выходит крыса. Медленно, вперевалочку, пересекает большой торговый зал. Из очереди раздается печальный голос: "Интересно, и что она у них тут ест?".

Хожу на работу. Инженером работаю, в Оптическом институте. На работу пускают не всегда, поскольку то отключают электричество, то воду. А сложные научные разработки в области лазерной техники в таких условиях не прут. Эксперимент не идет. А вечерами шью кимоно. На подольской ручной машинке. Ах, эти пояса двухметровой длины с шестью параллельными строчками!

Плакала только один раз. Отстояла очередь за подсолнечным маслом. 4,5 часа. Это, кстати, хорошо, что в сумке всегда лежат два полиэтиленовых пакета (для масла), потому, что бутылку носить неудобно, а когда напорешься на масло - неизвестно. Покупаю свои законные 250 грамм масла на месяц. И вот тут пробивает на слезу.

Есть банка тушенки. Дали в заказе на работе - банка тушенки, килограмм гречки и пачка чая. Счастье! Но эту же банку нужно растянуть как минимум на полторы недели. Значит, если удастся купить картошки - картошка с запахом мяса, на остальном варим супы. Если налить побольше водички - то и ничего.

Рядом с работой открылся коммерческий магазин. Мясо, колбасы (20 видов), ветчина, карбонад. После трудового дня иногда захожу понюхать. Потому что, положенные мне по талонам 400 граммов вареной колбасы на месяц тут не отоваривают.

Гуманитарная помощь. Вдруг звонок в дверь - открываю - и туда закидывается коробка. А там - огромная банка сухого молока! И какие-то конфетки! На конфетки смотрю и везу их своим подругам, у которых есть дети. У меня на тот момент детей нет. Да, стиральный порошок в трехкилограммовой пачке.

Вышла на станции метро "Электросила". Какие-то странные звуки и стоящий рядом молодой человек роняет меня за ограждение подземного перехода и падает сверху. Я в луже и страшно зла. Поднимаюсь - в нашу сторону из проезжавшей машины стреляли из двух автоматов. Стекло за моей спиной рассыпалось в мелкие дребезги.

Курим оба. Добрые люди принесли и подарили пачку то-ли "Партагос", то ли "Лигейрос". Короче, затягиваешься - не вдохнуть и не выдохнуть, приходит мысль жить как есть, на вдохе. Окурки продаются, но не как в буржуинской Москве:)), а в майонезных баночках.

По субботам собираемся втроем - я, моя мама и моя тетя. В руках сумки. Встречаемся в 7 утра, предварительно выяснив дислокацию, где что дают. Мчимся как три черных ворона в том направлении. Впираясь в магазин, занимаем сразу три очереди. Иногда удается что-то купить без талонов. В одну из суббот обнаруживаю, что пипец, деньги кончились. А дамы мои мне взаймы могут дать только на буханку хлеба. На последние 30 копеек покупаю лотерейный билет. И выигрываю 25 рублей. Это больше, чем пятая часть моей зарплаты! Гуляем! Пол-кило мяса, кочан капусты и кусочек сыра.

Дядька стоит на остановке. Рядом с ним три коробки с туалетной бумагой. Спрашиваю, почем. Дядька мнется и говорит, что не знает. "Как так", - удивляюсь я. Получаю ответ: "Выдали зарплату".

Зато свадебное платье у меня было из французского шелка. А просто больше ничего белого не было. И друзья-товарищи сбросились на него. И еще я тогда была очень стройная:)))

(Reply to this) (Thread)

Re: Вечер воспоминаний
[info]allaq
2007-07-17 09:42 pm UTC (link)
Ох, совсем забыла. Вы тут про кимоно говорите.
А я ночами коробочки клеила, ага.
Не простые, конечно:-)
Устроилась в контору "Народные промыслы".
Выбор был такой. Либо пара носков чистой шерсти (материал давали) с орнаментом по щиколотке - 2р.50коп. Либо плетёные из дорогого шпона короба, тоже 2.50. Попросилась к мастеру поучиться. Научил, хорошо научил, правильно! Ты говорит смотри, тебе 2.50, а в магазине они уже по 8 руб. Значится, золотко, экономь хороший материал, делай в конвейер, как я, но продавай уже по пять.
Вот и выбрала "коробочки. Хорошо у меня их в магазинах знакомые продавцы брали, ещё и знакомым заказывали. Вот только хороший материал в дефиците был:-)
Сильно выручало! Ночами, да.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

Re: Вечер воспоминаний - [info]germafrodita, 2007-07-17 09:55 pm UTC (Expand)
Re: Вечер воспоминаний - [info]allaq, 2007-07-17 10:14 pm UTC (Expand)

[info]manulka
2007-07-17 10:08 pm UTC (link)
а как это - трёхлитровые банки с окурками??!! впервые слышу.
а мы как-то спокойно пережили. дочка родилась в 1989-м, институт я закончила уже с ней. талончики помню, конечно, но как-то весело мы с девчонками поочереди с колясками на улице стояли, одна займёт очередь, остальные подтянутся (колясок 5-6 набиралось) , как-то не осозновали, что ли. может, дуры были?
вообще, вспоминаю то время, как очень весёлое: всё время во дворе с детьми тусовались, нехитрыми обновками хвастались, арбуз, помню, во дворе за столиком ели. эх... где теперь все? Ленка - в Канаде, я - переехала из двушки в трёшку через 2 дома, а уже как-то потерялась, Маринка - умерла от рака в 36 лет, Ольга - сына похоронила, муж - бросил. вот ЭТО помню, а голод - забылся.

(Reply to this) (Thread)


[info]nadia_yacik
2007-07-18 06:27 am UTC (link)
> а как это - трёхлитровые банки с окурками??!! впервые слышу.

был табачный бум. исчез весь табак. сначала хороший, потом плохой, потом вообще - ВЕСЬ. и продавали окурки. их же докурить можно! ну т.е. рассыпать, табак скрутить в самокрутку и курить.

вот так :))))

у меня свекр потом еще три года эти окурки собирал. все боялся, что снова сигарет не будет.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]kobzoviki, 2009-06-20 05:25 pm UTC (Expand)

[info]annasm
2007-07-18 03:15 am UTC (link)
Да уж. У меня свадьба в ноябре 90-го была. На свадебное приглашение давали курицу, пачку масла и 2 бутылки шампанского. Свадьбу играли в "Метрополе".Спиртное все с собой принесли (выкупали все талоны, а пить не пили). Но свадьба хорошая была, да.
А весной Ксю родилась. И нестись через полгорода за питанием. Лешка из Латвии привозил еще.
Освоили тогда приготовление из 2 ножек буша приготовление еды на всю неделю.
Но как-то выжили. И детку вырастили...

(Reply to this)


[info]di_2
2007-07-18 05:58 am UTC (link)
Забавно. Я совсем не вспоминаю себя "дитем" в эти годы, хотя мы с тобой ровесницы вроде. В 90-м у меня Мишке было уже 2 года, я заканчивала институт, работала... И по ощущениям я была в чем-то более взрослой, чем сейчас. Навреное, это муж у меня был такой... придающий солидности :-/
А вместе с талонами появилась возможность покупать те продукты, которые раньше вообще были недоступны. Потому что талоны были не только на алкоголь и табак, но и на мясо, например. Вообще, хорошее было время. Бодрое. С перспективами. И дело не в том, что мы были моложе. Просто появилась надежда.

(Reply to this) (Thread)


[info]nadia_yacik
2007-07-18 06:23 am UTC (link)
да я тоже себя не ощущаю ребенком в те годы. мне казалось всегда - взрослая молодая женщина. а теперь-то я понимаю - ребенок, блин же! :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]di_2, 2007-07-18 07:03 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]nadia_yacik, 2007-07-18 07:11 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]di_2, 2007-07-18 08:20 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]nadia_yacik, 2007-07-18 08:24 am UTC (Expand)

[info]arinka
2007-07-18 06:10 am UTC (link)
лишний раз радуюсь избирательности своей бестолковой памяти - ниччччего не помню про 90-е :))) Ну там талоны, "жидкий доллар" и все такое... но не больше. Хотя уже и не ребенком была :(да и жили мы всегда без мяса :) , так тчо...

(Reply to this) (Thread)


[info]nadia_yacik
2007-07-18 06:22 am UTC (link)
как без мяса? почему??

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]arinka, 2007-07-18 06:25 am UTC (Expand)

[info]_lizzka
2007-07-18 06:12 am UTC (link)
Мне в 90 году было 14 лет. Но я все эти очереди помню... И карточки помню...

(Reply to this)


[info]tanuwka
2007-07-18 06:17 am UTC (link)
Я помню такой случай - как раз про то цепкое мышление :)
В то время было большим дефицитом белье. Женские бюстгалтеры больших размеров. А мама моя была, как говорится, "с двумя высшими образованиями", и сестры у неё тоже. И тут, на пути из города в город - мы встали возле магазина - и там "выкинули" те самые большие размеры. Понятно, что один в одни руки. Мы стоим с ней в очереди, подходит наша - ей дают два лифчика, и продавщица, взглянув наметанным глазом (не наши!), просит показать паспорт на наличие местной прописки (оказывается только местным давали).
Мама, ни капли не сомневаясь - говорит мне - Таня! Принеси сумку из машины - в ней паспорт! Я делаю большие глаза, понимая, что вот сейчас будет позор и скандал, она делает глаза to

(Reply to this) (Thread)(Expand)


[info]tekila9
2007-07-18 10:00 am UTC (link)
А дальше-то, дальше что было?

(Reply to this) (Parent)

(no subject) - [info]tanuwka, 2007-07-18 10:06 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]tanuwka, 2007-07-18 10:08 am UTC (Expand)

[info]ptizza
2007-07-18 06:47 am UTC (link)
из того времени помню, что отнюдь не голодали, хотя в магазинах было шаром покати, но ничего, выкручивались.
но всё время хотелось чего-нибудь вкусненького. на что-то кондитерское всегда либо денег не хватало, либо его просто не было. это ещё до появления марсов-сникерсов.
но зато как я потом оторвалась на этих сникерсах, мама дорогая.
некоторые ныне утраченные зубы, видимо, как раз там и остались, паста-то зубная хорошая появилась позже сникерсов. не говоря уже о привычке покупать хорошую пасту, а не абы какую.

(Reply to this) (Thread)


[info]kobzoviki
2009-06-20 05:34 pm UTC (link)
а мне в 90-м исполнилось 7. а где-то в 92-м я мечтала (МЕЧТАЛА!) о коробке сникерсов. засыпая, планировала, как буду один на три дня делить.
однажды насобирала два ведра грибов и смело продала на рынке, а потом с выручкой пошла к столику, где продавали все эти сникерсы-марсы, вдумчиво выбирала, какие шоколадки можно растянуть на "подольше". очень любила виспу (пористый шоколад), но она быстро съедалась, так что...

(Reply to this) (Parent)


Page 1 of 2
<<[1] [2] >>

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…